Кен Дженнингс. Карты и география

Книга американского эрудита Кена Дженнингса, ставшего известным благодаря успешному участию в телевизионных викторинах, как мне думается, ставит целью вызвать интерес у школьников, скучающих на уроках географии. Сведения из учебника оживают на страницах книги, детям предлагается много самостоятельных заданий, огромное количество занятных фактов дают повод пересмотреть устоявшиеся представления и понять что-то неожиданное об окружающей реальности.

Но это не учебник и не энциклопедия, эта книга ни в коей мере не претендует на создание полноценного представления о картографии и географии. Конечно, автор рассказывает о планете Земля: как она выглядит из космоса, и как люди ещё в древности догадались, что Земля круглая, что такое широта и долгота, и как научились определять точные координаты, есть ли отличия в жизни людей Северного и Южного полушарий, что такое временные зоны, где находится нулевой меридиан и линия перехода даты (где можно попасть как бы в машину времени), рассказ разбавлен занимательными сведениями. Далее идёт рассказ о высочайших вершинах мира и глубочайших океанских впадинах, со множеством занятных фактов, наталкивающих на размышления, о солёных морях и пустынях (песчаных и снежных), о самых-самых горячих и холодных местах на планете, также приведены любопытные факты о географических ляпах в кино – автор призывает читателей критически относиться к тому, что они видят с экранов, больше узнавать о других странах и людях, чтобы лучше их понимать.

Рассказывает автор и о географических картах – старинных и современных, о неизбежных искажениях на прямоугольных картах (недавно сын как раз задавал вопрос – почему Гренландия размером с Австралию, а называется при этом остров), об ошибках в картах, связанных с недостаточными знаниями, об удивительных случаях, связанных с картами, о первых и о самых необычных глобусах и, конечно, о знаменитом программном приложении Google Earth (Планета Земля – на мой взгляд, превосходное дополнение к урокам географии), автор предлагает и игру – поискать в очертаниях стран силуэты животных и вещей (все мы знаем, например, что Италия похожа на сапог).

Далее идёт рассказ об океанах, их исследовании, о движении тектонических плит, землетрясениях, экзотических местах на Земле, самых длинных реках, самых крупных озерах и т.д. Конечно же, автор рассказывает и о множестве стран, на которые поделена суша, но останавливается лишь на самых необычных странах, столицах, флагах и гимнах, а также о самых примечательных городах древности и современности, самых крупных, имеющих самые странные названия, о самых высоких и необычных зданиях и сооружениях мира (и какие из них можно увидеть из космоса).

Последняя, седьмая глава посвящена исключительно США – краткие выдержки из истории, присоединение штатов и их прозвища, история создания флага и разные мелкие подробности, которые вряд ли зацепят российского школьника.

Книга соответствует девизу, который приводит автор: «Гораздо лучше знать понемногу обо всём, чем всё о немногом». На мой взгляд, слишком понемногу, только самое занятное, целостная картина не создаётся. Ну и, конечно, не могла не заметить некоторых странностей (не знаю, автор виноват или переводчик): (стр. 36) «Земля – тело со свободно падающей орбитой» (не представляю, что это могло бы значить); (стр. 43) «Английское слово map (карта) обращается к латинскому слову mapa, означающему салфетку! Из-за того, что древние мировые карты рисовались на одежде, они стали называться mappae mundi – «салфетки мира» (Вы можете себе представить карты, нарисованные на одежде? Латинское слово mappa означает также «платок, полотнище», что вполне соответствует полотнищам, скажем, сыромятной кожи (пергаменту), на которых рисовали карты); (стр. 43) «картография – изучение карт» (прежде всего это составление карт), слова «картофил» и «картокакоетис» оставим на совести переводчика; (стр. 78) «хлористый натрий не растворяется в морской воде» (морская вода — естественный солевой раствор); (стр. 85) «Россия настолько большая, что там всегда день» (без комментариев); (стр. 59) упоминаемые в списке как открытые при помощи Google Earth «гигантские геоглифы в Перу» были открыты в 1939 году с самолёта, «ископаемые пещеры в Южной Африке» открыты в 1936 году, в 2000-е была открыта ещё одна, действительно при помощи приложения, упоминаемые австралийские кратеры были открыты случайно при геологических исследованиях. Возможно, я придираюсь, но мне кажется, такие мелочи могут запомниться, и ребёнок попадёт впросак. А может быть, напротив, непонятные факты вызовут желание почитать дополнительную литературу, и станут толчком к дальнейшему изучению интереснейших наук и собственным исследованиям.

Евгения Бушуева, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки #лдк_рецензии #лдк_кп

Кен Дженнингс. Карты и география
Карьера Пресс, 2016
[Lab] http://www.labirint.ru/books/532939/?p=11352Nx0cwQsuSE80201702018020190202002021020220202302024

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *