Елена Макарова. Освободите слона
Выходные данные
Рецензия
Елена Григорьевна Макарова – педагог, писатель, историк, скульптор и художник, много лет, начиная с 1970-х, занималась с детьми разных возрастов, вместе с другими энтузиастами придумывая нестандартные методы раскрытия художественного и познавательного потенциала ребёнка, всматриваясь и вслушиваясь в детей, играя с ними и наблюдая за происходящими с ними удивительными изменениями. То, чем занималась Елена Григорьевна с детьми, называется искусствотерапией, и позднее, уже после переезда в Израиль, сеансы арт-терапии она проводила и со взрослыми - педагогами, родителями, а также нездоровыми душевно людьми. Эта работа Елены Макаровой тесно связана с изучением творчества узников нацистских концентрационных лагерей, об этом Елена Григорьевна написала несколько книг и организовала множество выставок.
Всего этого я не знала, когда несколько лет назад впервые прочитала эту книгу. Мало сказать, что то, о чём рассказывает Елена Макарова, потрясло меня, хотя многие моменты я интуитивно воплощала и ранее в беседах и играх со своими детьми. Но мне не хватало какой-то целостности, абсолютного спокойствия и той свободы, которая сквозит в каждой фразе, каждой строчке этой удивительной книги. Елена Григорьевна в небольших заметках описывает будни студии эстетического развития, в которой она преподавала, разговоры, озарения, творческие поиски и невероятное воображение приходивших к ней детей. Воображение, не сдерживаемое ничем, напротив, подстёгиваемое сказочными историями, музыкой, пониманием педагога и его готовности к диалогу с ребёнком на равных, готовности разделить с ним радость фантазирования и преобразования своего вылепленного мира.
«Маленькие дети, подобно первым художникам, оставившим нам на память наскальные изображения, заняты созданием символической (знаковой) картины мира, а не копированием реальности.»
Слова Пауля Клее перекликаются с работой Елены Макаровой, она много писала о том, как важно не учить ребёнка, как нарисовать или вылепить то или иное, а дать возможность ребёнку самому выразить собственное, нафантазированное видение и понимание предмета, события, ощущения. Ребёнок ещё не знает, как устроен тот или иной предмет, и его работы выходят «корявыми» и странными, но зато он может вылепить и чувство, и эмоцию – что угодно обретает форму в свободном творчестве. Попытки дать ребёнку готовые решения – «так лепят птичку», «так рисуют домик» - лишают его права и возможности пройти путь самостоятельного постижения форм и сущностей вещей и явлений.
«Не передавайте человеку знания, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него, - вот крайний предел педагогики во всех степенях учения,» - слова Одоевского недаром стали эпиграфом к книге Елены Макаровой. Во второй части книги, озаглавленной «Лето на крыше», Елена Григорьевна делится с нами зарисовками дачной жизни с двумя своими детьми, переполненными разговорами обо всём на свете, абсолютно на равных, в которых реплики родителя не научают и не воспитывают, а именно помогают ребёнку самому вдруг понять что-то важное и поделиться своим откровением с родным взрослым.
Что получается, если с детьми общаться и играть так, как это делает Елена Макарова? Получается свобода. И самое счастливое на свете детство. Если вам любопытно узнать, кем стали дети самой Елены Григорьевны, насладившиеся сполна теплом, свободой, творческой атмосферой родного дома – об этом можно прочитать в заключительной части книги.
Евгения Бушуева, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки#лдк_рецензии #лдк_самокат