Паола Волкова. Художники. Искусство детям
Я крайне неравнодушна к книгам, предлагающим детям путешествие в мир искусства, и никак не могла пройти мимо увесистого и насыщенного иллюстрациями тома, посвящённого западноевропейской живописи XIII-XX столетий. Имя искусствоведа Паолы Волковой достаточно широко известно, и мне было любопытно, как поведёт она своё повествование в детской книге.
Книга открывается XIII столетием, предшествующим эпохе Возрождения, с рассказа о флорентийском художнике и архитекторе Джотто, а завершается столетием XX и работами Пабло Пикассо. Паола Волкова показывает художника внутри эпохи, параллельно рассказывая о великих его современниках и согражданах, учителях, она постоянно обращается к читателю и призывает его увидеть то, что открылось автору при изучении работ великого мастера. Надо сказать, что говорит она о вещах достаточно известных взрослым ценителям искусства, но не детям, и говорит не общими фразами, а достаточно эмоционально доказывает и показывает читателю, что именно революционного сделал тот или иной художник, в чём заключался его особый дар, особое видение. Описывая ту или иную картину, автор поясняет сюжет, даёт отсылки к библейским текстам или современным художнику событиям, рассказывает об обычаях и нравах времени, когда жил художник, его размышлениях и переживаниях.
Прибегает Паола Волкова и к своему излюбленному приёму, проводя параллели между картинами того или иного мастера и работами художников других стран и эпох, связывая их в единую историю, прокладывая мосты между столетиями. Но всё же главное, что даёт читателю Паола Волкова – возможность почувствовать перед картиной то, что чувствовал сам художник, создавая её. Ребёнка, читающего книгу, не может не поразить подробнейший рассказ о «Менинах» Диего Веласкеса. Помню, как рассматривала репродукцию этой картины в детстве, ощущая себя где-то внутри, рядом, как удивлялась внимательному взгляду художника и воздушной инфанте в центре, теням людей на заднем плане – рассказ Паолы Волковой о жизни художника и действующих лицах картины, об Испании XVII века очень помог бы мне в детстве.
Поразителен рассказ о трудоёмкой и невероятной в исполнении технике создания гравюр Альбрехтом Дюрером, равно как и подробнейший анализ символов на известнейшей «Меланхолии», как и анализ его многочисленных автопортретов. Паола Волкова использует разнообразные сравнения, чтобы создать у читателя запоминающееся ощущение. Вот как она пишет о Рембрандте: «Он был мастером проступания из тени. Представьте себе, скажем, чёрное зеркало, и вот вы начинаете его протирать, протирать, протирать, и вдруг видите, как там, за тем стеклом начинается какое-то золотистое свечение и на вас наплывают образы.»
Паола Волкова доверительно говорит с читателем, словно сидя рядом за столом, и, как это бывает в разговоре, в фразах она допускает повторы, уточнения той же мысли. Такая манера изложения текста показалась мне весьма подходящей детской книге. Автор очень убедительна, но в то же время предлагает читателю искать собственные пути к пониманию живописи. Думаю, текст Паолы Волковой будет интересен читателем старше десяти лет.
Не обошлось, правда, без некоторого разочарования – при всём богатстве иллюстративного материала, репродукции в книге низкого качества.
Евгения Бушуева, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки#лдк_рецензии #лдк_аст
Паола Волкова. Художники. Искусство детям
АСТ, 2016
http://www.labirint.ru/books/559274/?p=11352