Паола Волкова. Художники. Искусство детям

Я крайне неравнодушна к книгам, предлагающим детям путешествие в мир искусства, и никак не могла пройти мимо увесистого и насыщенного иллюстрациями тома, посвящённого западноевропейской живописи XIII-XX столетий. Имя искусствоведа Паолы Волковой достаточно широко известно, и мне было любопытно, как поведёт она своё повествование в детской книге.

Книга открывается XIII столетием, предшествующим эпохе Возрождения, с рассказа о флорентийском художнике и архитекторе Джотто, а завершается столетием XX и работами Пабло Пикассо. Паола Волкова показывает художника внутри эпохи, параллельно рассказывая о великих его современниках и согражданах, учителях, она постоянно обращается к читателю и призывает его увидеть то, что открылось автору при изучении работ великого мастера. Надо сказать, что говорит она о вещах достаточно известных взрослым ценителям искусства, но не детям, и говорит не общими фразами, а достаточно эмоционально доказывает и показывает читателю, что именно революционного сделал тот или иной художник, в чём заключался его особый дар, особое видение. Описывая ту или иную картину, автор поясняет сюжет, даёт отсылки к библейским текстам или современным художнику событиям, рассказывает об обычаях и нравах времени, когда жил художник, его размышлениях и переживаниях.

Прибегает Паола Волкова и к своему излюбленному приёму, проводя параллели между картинами того или иного мастера и работами художников других стран и эпох, связывая их в единую историю, прокладывая мосты между столетиями. Но всё же главное, что даёт читателю Паола Волкова – возможность почувствовать перед картиной то, что чувствовал сам художник, создавая её. Ребёнка, читающего книгу, не может не поразить подробнейший рассказ о «Менинах» Диего Веласкеса. Помню, как рассматривала репродукцию этой картины в детстве, ощущая себя где-то внутри, рядом, как удивлялась внимательному взгляду художника и воздушной инфанте в центре, теням людей на заднем плане – рассказ Паолы Волковой о жизни художника и действующих лицах картины, об Испании XVII века очень помог бы мне в детстве.

Поразителен рассказ о трудоёмкой и невероятной в исполнении технике создания гравюр Альбрехтом Дюрером, равно как и подробнейший анализ символов на известнейшей «Меланхолии», как и анализ его многочисленных автопортретов. Паола Волкова использует разнообразные сравнения, чтобы создать у читателя запоминающееся ощущение. Вот как она пишет о Рембрандте: «Он был мастером проступания из тени. Представьте себе, скажем, чёрное зеркало, и вот вы начинаете его протирать, протирать, протирать, и вдруг видите, как там, за тем стеклом начинается какое-то золотистое свечение и на вас наплывают образы.»


Паола Волкова доверительно говорит с читателем, словно сидя рядом за столом, и, как это бывает в разговоре, в фразах она допускает повторы, уточнения той же мысли. Такая манера изложения текста показалась мне весьма подходящей детской книге. Автор очень убедительна, но в то же время предлагает читателю искать собственные пути к пониманию живописи. Думаю, текст Паолы Волковой будет интересен читателем старше десяти лет.

Не обошлось, правда, без некоторого разочарования – при всём богатстве иллюстративного материала, репродукции в книге низкого качества.

Евгения Бушуева, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки#лдк_рецензии #лдк_аст

Паола Волкова. Художники. Искусство детям
АСТ, 2016
http://www.labirint.ru/books/559274/?p=11352Паола Волкова. Художники. Искусство детямПаола Волкова. Художники. Искусство детям Паола Волкова. Художники. Искусство детям Паола Волкова. Художники. Искусство детям Паола Волкова. Художники. Искусство детям Паола Волкова. Художники. Искусство детям


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.