Кэрол Вордерман. Как объяснить ребёнку науку. Иллюстрированный справочник для родителей по биологии, химии и физике

Мне очень повезло когда-то со школьным учителем физики. Молодой и увлечённый, он проводил уроки по системе Шаталова – все темы мы изучали очень быстро и легко запоминали благодаря опорным конспектам (это графические схемы из связанных между собой элементов – рисунков, формул, эпюр), позволяющим увидеть тему целиком и многократно повторить её, не зазубривая.

В журнале «Наука и жизнь» об этой системе писали так: «Идти от целого к части, опираться не на зубрёжку, а на понимание — вот основа методики Шаталова. Учёбу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. Но именно так обычно преподают в школе. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится.»

Почему я начала с воспоминаний об этой эффективной методике? Развороты лежащей передо мной книги напомнили мне о тех самых опорных конспектах – целую тему можно легко охватить взглядом, зафиксировать в сознании благодаря простым схемам, рисункам и графикам. Но здесь, конечно же, есть и достаточное количество текстовых объяснений, кратких, внятных и доступных пониманию не только родителя, но и обычного школьника.

Мне думается, авторы книги ставили задачу создать у читателя (точнее, пользователя) этой книги ощущение глубокой связи между науками, изучающими различные природные объекты и явления, представить ему упорядоченную и обобщённую картину накопленных знаний о природе.

К примеру, рассказывая о дыхании, питании, перемещении веществ внутри живых организмов, способах передвижения, восприятия окружающей среды, размножения, авторы представляют эти процессы и способы на примерах разных живых существ, показывая нам внутри одного разворота книги разнообразие существующих в природе возможностей. Многочисленные наглядные схемы строения частей растений, органов животных, жизненных процессов и циклов уже не раз выручали меня, когда нужно было разъяснить очередную тему, не очень толково изложенную в школьном учебнике по окружающему миру.

Неоднократно пользовались мы понятными и доступными схемами из разделов «химия» и «физика», чтобы разобраться в различных состояниях вещества и переходах из одного состояния в другое, найти ответы на детские вопросы о силах и массе, скорости и ускорении, гравитации, движении, давлении, электричестве и элементах электросхем… И оказывается, всё это легко понимается и запоминается младшими школьниками. Книга создаёт у ребёнка целостное представление о процессе – подробности узнаются в своё время на школьных уроках, и эти подробности встроятся в уже имеющуюся в сознании общую картину.

Так что книгу я бы рекомендовала для совместного изучения родителями вместе со своими школьникам уже с первого класса, отдельными наиболее интересующими блоками. Впоследствии книга очень поможет лучше понимать изучаемые темы по соответствующим предметам, упорядочить и надёжно закрепить полученные знания.

Евгения Бушуева, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки#лдк_рецензии #лдк_миф


Кэрол Вордерман. Как объяснить ребёнку науку. Иллюстрированный справочник для родителей по биологии, химии и физике
МИФ, 2016
http://www.labirint.ru/books/533867/?p=11352


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *