Евгений Шварц. Рассеянный волшебник

В раннем детстве, когда слово «шварц» еще не было для меня ни обозначением цвета, ни даже фамилией, этот таинственный набор звуков означал что-то очень необычное. По тому, когда и каким тоном его произносили, можно было считать его полноценным синонимом слова «волшебник». И сейчас, зная, кто такой Евгений Шварц, какие неподражаемые сказки и пьесы для детей и взрослых он написал, я могу сказать, что моя детская интуиция меня не подвела: этот человек — в самом деле волшебник.

Беру в руки сборник его сказок и пьес и уже улыбаюсь, и сердце замирает радостно и тревожно, как всегда перед спектаклем – неважно, по какую сторону рампы ты в этот раз. Устраиваюсь поудобнее: Шварц – это надолго. Знакомьтесь с моими друзьями. Вот сказка «Два брата», где есть горький лед одиночества, лютая стужа предательства, злые слова «Оставь меня в покое!» и жгучая радость искупления вины. Или коротенькая сказка «Рассеянный волшебник», где лошадь мяукает басом и бродит по крышам. Вот «Сказка о потерянном времени», в которой дети каждый раз волнуются, успеют ли маленькие старички обратить вспять колдовство, вот забавные и поучительные «Новые приключения Кота в сапогах». Вот совершенно гениальные пьесы по знаменитым сказкам. Сколько литераторов и режиссеров интерпретировали по-своему сюжет «Золушки», но самый родной и любимый, из детства, конечно же, восхитительно звонкий и нежный фильм по сценарию Евгения Шварца. А какие замечательные герои в его «Красной Шапочке»! Беспокойная мама, непослушная бабушка, деловая Красная Шапочка и бдительный лесник, хитрая лиса, заяц-трусишка, уж, медведь, ужасно смешной волк с навечно запоминающимся «Воу!» А как щебечут птицы в этих строчках, ведь никаких звукоподражательных «чив-чив», только осмысленная человеческая речь, но ведь щебечут же, и ни с кем их не спутаешь на слух.

А вот и моя любимица среди всех детских произведений Шварца: пьеса «Два клена». На меня она оказывает просто магическое воздействие. Столько в ней мудрости и красоты, такая она певучая! А как щемит материнское сердце от истории Василисы, ищущей пропавших сыновей, которых заколдовала Баба Яга! Она здесь, кстати, бесподобна. Да и все прочие персонажи тоже. При чтении этой пьесы как никакой другой у меня в голове «включается театр». Я абсолютно уверена, что ни разу в жизни не была на спектакле и не слушала аудиопостановок. И тем не менее я отчетливо слышу все голоса, музыкальное сопровождение, все звуковые эффекты. Во мне просыпаются одновременно актер, мысленно проживающий все роли, аж руки-ноги подергиваются, и режиссер, который ими руководит и думает «как это сделать» на сцене. Ощущение усиливается благодаря замечательным иллюстрациям Михаила Майофиса. Присмотритесь, ведь это же самые настоящие эскизы костюмов и декораций, как те, что встречаешь на выставках в местном театре.

В конце сборника «Рассеянный волшебник» есть отрывок из воспоминаний автора, его рассказ о любви к сказкам и книгам вообще. Я такие вещи очень ценю, приятно было прочитать. Вообще по содержанию и оформлению я достойной альтернативы этому изданию сейчас не вижу. Дочь со школьного возраста любит Шварца, конечно, не читает книгу так часто, как я, но слушает всегда с удовольствием.

Елена Филиппова, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки#лдк_рецензии #лдк_детгиз

Евгений Шварц. Рассеянный волшебник
Художник: Михаил Майофис
ДЕТГИЗ, 2012
[Lab] http://www.labirint.ru/books/377939/?p=11352nlntqlbrde0od9m13kgiw8jyiwcbsythk9a49ltxjauy2o_me7yeens_wak9s2wmvsgnit3hzj82s_limsm3hyey

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *