Кэндзиро Хайтани. Взгляд кролика
“Про плохой почерк иногда говорят: “будто червяки танцуют”. Но у Тэцудзо червяки не танцевали. Они бились в конвульсиях, агонизировали и в конце концов испускали дух”.
Какие ассоциации, в первую очередь, возникают у тех, кто прочёл эту книгу?
Может быть они связаны с назойливыми танцующими мухи? Мусоросжигательными заводами, запахом гнили и хлопьями пепла? Очень неприятными дяденьками, которые встречаются во многих административных структурах всех стран мира?
Хорошими учителями, которые не жалеют свободного времени на своих подопечных?
А мне, кроме всего вышеперечисленного, вспоминается “Тотто-тян, маленькая девочка у окна” (по двум ключевым словам, встретившимся друг с другом в голове: “Япония” и “школа”). И всё потому, что я очень люблю (и старательно собираю в свою коллекцию) книги про нестандартное обучение и учителей, которые стараются вызвать у ребёнка интерес (пользуясь при этом хитрыми уловками, конечно, куда же без них?).
Чего только стоят попытки японских педагогов вдохновить детей на написание хороших сочинений! Один учитель рассказывает байки про “плохих и хороших парней”, на которых можно (и нужно) разделять всё написанное, другой – приносит в класс коробку с сюрпризом и пользуясь нарастающим волнением среди учеников, просит их подробно описывать свои мысли и чувства.
Конечно, это не школа в вагончиках, в которую посчастливилось ходить Тотто-тян. Это совершенно обыкновенная школа, подчинённая государству. Обыкновенная школа, в которой есть несколько необыкновенных учителей и даже-не-знаю-сколько-именно необыкновенных учеников (которые кажутся совершенно обыкновенными, пока не познакомишься с ними поближе). А главная заповедь этих учителей: “Детям нужно доверять. Нужно в них верить!” стоит того, чтобы её написали на всех учебных заведениях в мире. Доверять. Верить. И конечно, любить!
Интересная, познавательная (с мушиным уклоном) и вдохновляющая книга.
Нина Зайцева

Выходные данные
Автор: Кэндзиро Хайтани
Художник: Томоко Хасегава