Александр Блинов. Синий слон, или Девочка, которая разговаривала с облаками
Ни к какой другой книге Александра Блинова у меня не было такого сложного отношения. Детское «хорошо» и «плохо», простейшее «понравилось» или «не понравилось» здесь неприменимы, все намного тоньше, глубже и запутаннее. Чтобы разобраться в противоречивых ощущениях и мыслях, перечитала сборник три раза. Все три раза результаты опыта оказались разными. Литература и человеческая душа – это не математика, здесь не получится вывести четкую формулу. Неизменным каждый раз было только одно: ни один рассказ не оставляет читателя равнодушным, заставляет думать, спорить – с собой, с автором. И вызывает ностальгию по тому времени в детстве или состоянию души, когда можно дружить с облаками, читать мысли пони в ее грустных глазах, нисколько не удивляться самым обыкновенным летающим деревьям – или наоборот, радостно изумляться всему, когда загаданное желание просто обязано исполниться.
Сборник рассказов «Синий слон…» одновременно смешной и абсурдный, задумчивый, бездонный, пронзительный, щемящий, в чем-то схожий с «Домом, который пошел», в чем-то – с «Чистыми враками», в чем-то – с «Лужей которая стала солнце». Похожий на сон – то ли было, то ли не было, а забыть не получается. Здесь нет невозможного. Стоп, не так. Здесь невозможно только жить без мечты. Хрупкие и невероятные, смелые и нерушимые мечты командуют здесь всем. Они борются со страхом, одиночеством, несправедливостью и даже смертью. Лично я, конечно, на последнюю за автора немного обиделась: зачем же так много? Впрочем, если поставить точку раньше или изменить конец, истории станут совсем другими и потеряют самое важное. А потому вздыхаю – и после третьего прочтения примиряюсь.
Героями рассказов Александра Блинова становятся собака, корова, курица, муха, облака, елка, лодка – и в каждом из них можно запросто узнать себя. Все они мечтают, влюбляются, поют, танцуют, грустят и творят чудеса. И самое странное для меня в том, что сюжеты и действующие лица этих историй меня не удивляют, как будто, открывая книгу, я заранее ожидаю встречи именно с ними, словно уже видела их где-то и вспоминаю забытое. Такими и только такими они и должны были быть, я предчувствовала это, обрадовавшись любимому слону в названии и на обложке, хохоча над содержанием (например, «Муха, которая умела жужжать Второй концерт Шопена си бемоль мажор с вариациями») и просто задохнувшись от восторга над волшебным образным описанием дороги к станице – острову детства, где живет мечта.
После нескольких прочтений определились любимчики: разумеется, «Синий слон», а еще трогательная «Курица, которую звали чайка», «Рыба, которая умела петь», «Пони, которая хотела стать лошадью», суматошное «Дерево, которое стало птица» и нужная всем «Собака, которая умела вязать». Думаю, книгу оценят вдумчивые читатели от 12 лет и до бесконечности.
Елена Филиппова
Выходные данные
Автор: Александр Блинов
Художник: Егор Ходеев
Издательство: Самокат, 2018