Лаура Орвието. Когда боги были детьми: античные истории
Можно ли рассказать истории древнегреческих богов, изначально напичканные моментами трагическими и жестокими с точки зрения современного человека, так, чтобы с лица читателя не сходила улыбка умиления? Лаура Орвието излагает греческие мифы изящно и восторженно, любуясь юными богами, с невинным видом творящими разнообразные шалости, как и положено бессмертным и почти всемогущим созданиям. Придерживаясь в общем и целом классических сюжетов, Лаура обогащает их сочными описаниями природы, тонким юмором, смягчает суровые детали жизнеописаний и неблаговидные деяния богов и героев, и создаёт романтичный и восхитительно свежий образ каждого из них в детстве и юности.
Мне было трудно поверить, что книга была написана давно и издана впервые ещё в 1937 году – настолько современными кажутся художественный стиль и юмор Лауры Орвието. Невозможно без улыбки читать жизнеописания Зевса, который «много веков верил, что бессмертен» (ошибочно, конечно, как показала история), шустрого проказника Гермеса, голова которого всегда была полна идей (от изобретения сладкоголосой лиры до открытия возможности приумножать богатства путём мены и перекупки), прекрасного Феба, что будучи «трёх дней от роду», спокойно и со знанием дела убил ужасного змея (подосланного, понятно, бессовестной Герой), Диониса, узнавшего от своего наставника Силена секреты виноделия (и как же сочно описаны и процесс изготовления, и сорта вин, «лёгкие, со вкусом розовых лепестков, и крепкие, согревающие, как огонь», и дегустации, сопровождавшиеся «полезными разговорами», шумом и весельем), «некрасивого, но ловкого и умного» Гефеста, сумевшего укротить огонь, «такой живой и жаркий, такой сильный и сверкающий, способный размягчить и даже расплавить металл» (и доказавшего, что «талант ценится больше красоты»), девяти сестёр-муз, Персефоны, Персея, Артемиды, Гебы, проказника Эрота, и, наконец, Геракла.
И на Геракле я бы хотела остановиться особо. Лаура Орвието наполняет античные истории очень правильными посылами, трактуя их на современный лад, и в жизнеописании Геракла это выражено наиболее сильно. Итак, жил на свете ребёнок, «который был сильнее всех в мире», и «характер у него тоже оказался не из слабых», «он вообще не знал, что такое страх», но первый свой подвиг он совершил не из хороших побуждений, а в порыве гнева. Несмотря на доброе сердце, временами его охватывала ярость, которой Геракл не мог противостоять, и он сеял вокруг себя разрушения. То есть был ли он настоящим героем? Пока что, надо признать, нет. И что же происходит, когда Геракл отправляется совершать свои классические двенадцать подвигов? В сражении с Немейским львом Геракл впервые в жизни осознаёт, «что такое боль и смерть, что такое сила, причём не своя, а чужая, та, которая идёт против тебя». Последующие деяния научили героя терпению, осторожности и выдержке. Мы видим, как от подвига к подвигу растёт не столько физическая мощь Геракла, сколько сила его души, как укрепляется его «намерение защищать слабых, наказывать жестокость и несправедливость».
Живые образы, сочная лексика, оригинальные трактовки античных сюжетов, тонкий юмор оставят яркое впечатление у читателя младшего школьного возраста.
Евгения Бушуева
Выходные данные
Автор: Лаура Орвието
Художник: Рита Петручолли