Думай. Сборник головоломок для развития мышления
Моей старшей дочке было года четыре, когда я предложила ей первую логическую задачу, нарисованную на бумаге. Устные, повседневные задачи приходили как-то сами собой, на кухне или в саду, но настоящие «учебные» упражнения с карандашом в руках оказалось решать ещё интереснее. До школы я не нагружала детей арабскими цифрами, не занималась с ними счётом, за исключением каких-то бытовых подсчётов ступенек, стаканов, бросков мяча и так далее – умение считать пришло к ним само собой, сын уже до школы производил простейшие операции с двухзначными числами. А вот задания на сравнение множеств, выделение главного среди разнотипных деталей, пространственное восприятие, нахождение связей между предметами и явлениями и множество других нестандартных задач дети выполняли регулярно и с большой охотой. В начальной школе, кстати, этому не обучают, и совершенно напрасно.
Как же приятно была я удивлена, внимательно изучив сборник головоломок словенских авторов (одного психолога, одного профессионального иллюстратора и архитектора, и одного профессора Люблянского университета) – здесь множество полюбившихся нам типов логических заданий объединены в блоки, начальные упражнения из которых могут выполнять дети 4-5 лет, но сложность их быстро возрастает, и некоторые будут под силу только школьникам (даже простейшее, казалось бы, задание на поиск двух одинаковых фигурок к концу блока потребует величайшей сосредоточенности – настолько сложные геометрические изображения предлагаются для сравнения). Как пишут сами авторы, «данный сборник – своего рода «гимнастический зал» для тренировки «мышц мозга».
Итак, что же мы тренируем? Внимание и умение выделять общие признаки (поиск лишней или, наоборот, точно такой же фигурки из множества подобных), причём признак этот на первый взгляд отнюдь не очевиден; понимание закономерностей построения рядов (поиск подходящей или лишней фигурки в заданном ряду); умение проводить аналогии (нужно понять связь между двумя картинками по этому же принципу подобрать рисунок к другой картинке, или подставить недостающую фигурку в матрицу); зрительное восприятие (поиск нужного фрагмента среди множества похожих фигурок); пространственное мышление (великолепные задания на поиск подходящих отверстий для объемных фигурок; подсчёт кубиков в сложной постройке, видной только с одной стороны; поиск соответствия между объемной фигурой и двумерной развёрткой); понимание взаимодействия чисел между собою (распределение чисел в таблицах по определённому правилу); вербальное восприятие (решение словесных головоломок).
В подробном послесловии авторы книги рассказывают об IQ-тестах – оказывается, собранные в книге задания часто в них встречаются. Что и говорить, упражнения нестандартные, сложные, требующие концентрации внимания и умственного напряжения. Объясняют авторы и то, как важно постоянно усложнять задания, и как мотивировать ребёнка на их выполнение, как важно детям время от времени совершать ошибки и самостоятельно их замечать и исправлять, как важно осознавать границы своих возможностей и не спешить решить пройти все уровни сложности за один присест, и даже как можно найти аналогичные книжным заданиям закономерности в повседневной жизни.
Завершает книгу подробная статья о том, что же такое интеллект, какие виды интеллекта выделяют учёные, как гармонично развивать интеллектуальные способности, от каких факторов зависит развитие личности, как можно измерить и оценить творческие способности и интеллект – это уже для любителей научных обоснований тем или иным занятиям.
Евгения Бушуева
Выходные данные
Название: Думай. Сборник головоломок для развития мышления
Авторы: Наташа Буцик, Грегор Буцик, Валентин Буцик
Издательство: "Манн, Иванов и Фербер", 2017
ISBN: 978-5-00100-874-3
Страниц: 136