Сергей Бобров. Волшебный двурог. Путешествие начинается
«Чем с большей старательностью ты отметаешь всё излишнее, тем скорее приближаешься к решению.»
Надеюсь, читателю-подростку захочется получить удовольствие от интеллектуальной игры, когда базовые математические понятия уже прочно уложились в его голове (то есть освоена как минимум половина школьной программы) и пришло время путешествия в более абстрактные и таинственные области математики?
Чтобы сделать такое путешествие максимально увлекательным, писатель и поэт-экспериментатор Сергей Павлович Бобров в 1949 году придумал необычную сказку, сотканную из странноватых приключений старшеклассника Ильи Камова в мире оживших и очень разговорчивых математических объектов. Ведут они себя непредсказуемо, ставят перед юношей весьма сложные и запутанные задачи, и попутно объясняют разнообразные математические понятия.
Герою книги, Илье, а с ним и читателю, по представлению автора, уже кончившему семь классов, предстоит длинное путешествие по «волшебным странам математического мира», и в том числе знакомство с некоторыми понятиями математического анализа, комбинаторики, топологии, математической логики, алгебраическими уравнениями, математическими головоломками, а также непростыми задачами и гипотезами, «занимавшими умы людей просвещённых» в разные эпохи.
Путешествие это не простое, требующее существенного умственного напряжения, поскольку бурные приключения постоянно подводят Илью к разбору нестандартных математических задач. Причём герой наш сражается с задачами самостоятельно (умело направляемый мудрым и терпеливым математическим другом Радиксом), перебирая всевозможные пути, порой ошибочные - но как же важно самому увидеть, убедиться, что выбранное в итоге решение верно. Как же важно уметь доказать своё суждение, выбранный способ решения! Только так, в поиске, блуждая среди ложных выводов и противоречий, можно достичь настоящего, глубокого понимания математической идеи – это помимо собственно удовольствия от внезапного возникшей полной ясности, что вот так, и никак не иначе доказывается теорема или решается задача. Надеюсь, читателю будет интересно самому заняться поиском решения, находить ошибки в рассуждениях Ильи, рассуждать и доказывать.
Едва ли возможно достигнуть такого уровня осознания задачи и такого удовольствия от занятий математикой, если решать стандартные школьные задачи заранее известным способом решения, который разъяснил учитель. Осилив же книгу Сергея Павловича Боброва, читатель придёт в восторг как от собственных озарений, так и от неожиданно открывшихся сторон потрясающе красивой и увлекательной науки, о которых обычный школьник может и не догадываться.
Евгения Бушуева
Выходные данные
Автор: Сергей Бобров
Художник: Екатерина Панфилова
Издательство: ИД Мещерякова, 2017