Виталий Бианки. Лесными тропами: повести
Книга лечит душу, заставляет задуматься и открывает читателю много нового – не только о природе и жизни крестьян и охотников, но и о нем самом.
«Тот не человек, кто об звере не сочувствует!» – говорит лесник Андреич, герой повести «Мурзук». Читая Виталия Бианки, с ним невозможно не согласиться. Автор описывает ошеломительную красоту природы, в которой хорошо все – будь Саяны или лес у Финского залива. Он заставляет читателя не просто восхититься грацией, ловкостью и смекалкой диких животных, но и вовсе поставить себя на их место. Бианки показывает разницу между охотником, который с уважением относится к природе и берет у нее лишь необходимое, и тем, кто способен погубить прекрасное существо из тщеславия или трусости, между человеком, в котором соприкосновение с природой будит лучшие чувства, заставляя его меняться и расти – и тем, в ком жажда наживы и престижа вытравили что-то очень важное, мешающее заточить зверей в клетку, морить их голодом и издеваться над ними.
Тем, кто пока знаком только с веселыми сказками про забияку Чика, стадион Жукамо или первую охоту Щенка, сборник «Лесными тропами» откроет Бианки с новой стороны. Три повести, вошедшие в книгу, содержат не только тонкие наблюдения за повадками зверей, но и рассказы о жестокой борьбе за выживание, о суровом быте промысловиков, о человеческой подлости. Полные драматизма сюжеты держат читателя в напряжении и задают ему сложные вопросы.
В повести «Аскыр» мы наблюдаем за противостоянием двух достойных противников – красавца-соболя в дорогой темной шубке, ловкого и хитрого, и охотника Степана, неудачливого переселенца, которому во что бы то ни стало нужно добыть соболя, чтобы прокормить семью и вернуться домой. Недостаток умения и опыта искупается у него отчаянным желанием преуспеть. А вокруг – суровая красота тайги и гор. Ожидание развязки может быть болезненным и трудным, потому что начинаешь понимать обе стороны, сопереживать обоим героям, и любой исход поединка будет иметь горький привкус.
В «Мурзуке» мы знакомимся с преданной дружбой рысенка, оставшегося без матери, и вырастившего его старого лесника. В мирную жизнь необычной семьи вмешиваются чужие равнодушные люди, и рысь оказывается запертой в клетке на потеху публики, а несчастный больной старик, сраженный горем, остается совсем один. Вольный нрав зверя и любовь человека не позволяют им смириться с таким несправедливым положением вещей. Но и сказочно счастливого конца здесь ждать тоже нельзя – сломанное счастье не воротишь.
В «Одинце» мы вновь видим противостояние охотника и зверя. Неопытный студент, очарованный рассказами крестьянина и подстегнутый насмешками, решает произвести впечатление на товарищей и новую знакомую, добыв лося-одинца, местную легенду. Никто не знает, где лежка матерого лося, водящего дружбу с глухарем. Автор любуется статью гордого одинокого зверя, выросшего из игривого тонконого лосенка. Действия горе-охотника вызывают то смех, то злую досаду, то жалость: студент вот-вот совершит непоправимое или сам будет жестоко наказан за дерзкий замысел. В ожидании трагедии хочется зажмуриться, но жизнь, как и любимый автор, порой предносит сюрпризы.
Книга лечит душу, заставляет задуматься и открывает читателю много нового – не только о природе и жизни крестьян и охотников, но и о нем самом. Отличная графика Владимира Стахеева дополняет впечатление от прекрасного сборника.
Елена Филиппова
Выходные данные
Автор: Виталий Бианки
Художник: Владимир Стахеев
Издательство: ЭНАС-Книга, 2021