Н.В. Гоголь. Петербургские повести
Не все читающие дети любят уроки литературы в школе, это заблуждение. Не всегда учитель умеет найти подход, заинтересовать. Моя дочь вообще восстает против разборов произведений «по косточкам», шаблонных тем сочинений, она не всегда и не при всех готова высказывать свое мнение о прочитанном и прочувствованном. Отсюда – негативное отношение к произведениям школьной программы. Вернее, не так. Она часто с удовольствием читает классиков, но для этого нужно за них взяться, вчитаться, вдуматься. А взяться – это проблема. Услышав «для школы», «задано», «по программе», дочь начинает ершиться и сопротивляться, всеми силами намекать на родительский произвол и свою несчастную судьбу. Это при том, что многие русские и зарубежные классики любимы ею и даже перечитывались не раз после того, как по ним безжалостно «прошли» в школе. Чтобы избежать этого, я стараюсь подсунуть классику заранее, среди других книг, без намека на школу. Когда книга хорошо выглядит, прекрасно иллюстрирована, не обрушивается на ребенка стеной сплошного убористого текста, не дающего вынырнуть и глотнуть воздуха, сделать это намного легче.
«Петербургские повести» Гоголя и для меня – не самые любимые у Николая Васильевича. Но независимо от сюжетов, я с удовольствием купаюсь в этом языке, этих длинных описаниях, отвлечениях и бесконечных предложениях. При всей моей любви к современным авторам, иногда все же требуется такая передышка, поездка на машине времени туда, где писали и выражали свои мысли совсем иначе. С великолепной графикой Ники Гольц удовольствие возрастет во много раз. Тонкие, ироничные, фантастические, ненавязчивые и оставляющие простор для фантазии и размышлений, эти иллюстрации идеально гармонируют с текстами Гоголя, помогают проникнуть в суть и немного облегчают тяжелое впечатление от холодного Петербурга, проблем «маленького человека», чинопочитания, равнодушия и бездуховности, изображенных автором. Нет, я не буду говорить ни с вами, ни с дочерью о социальных проблемах, сатире и безумной фантастической нелепости сюжетов в этой книге. Но нельзя не почувствовать тревогу, не задуматься, читая о несчастном Акакии Акакиевиче, о крушении мечты одного художника, о неверном выборе другого, о затруднениях майора Ковалева.
Расположение текста и иллюстрации делают это издание легким, воздушным, сравнила со старой книгой из серии «Библиотека классики» – последнюю лучше ребенку не дам, восприятие совсем не то. Порадовало обилие сносок, поясняющих для школьников непонятные слова – я всегда предпочитаю их неудобным комментариям в конце книг – и их относительная краткость, не люблю, когда этакая статья из энциклопедического словаря на полстраницы отвлекает от чтения основного текста. Издание рекомендую тем, кому предстоит изучение вошедших в него повестей, а также всем, кто просто любит читать и перечитывать классику русской литературы для собственного удовольствия.
Елена Филиппова, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки#лдк_рецензии #лдк_речь
Н.В. Гоголь. Петербургские повести
Художник: Ника Гольц
Речь, 2016
http://www.labirint.ru/books/565276/?p=11352