Майя Барик. Кукольный театр
Игра в куклы – любимое занятие всех детей, а не только девочек. Ведь даже играя в машинки и солдатики, наделяя их человеческими чертами и характерами, ребенок ставит маленький спектакль, придумывает, «режиссирует» и «проживает» чью-то жизнь. А если нет настоящей куклы для девочки – не сомневайтесь, она все равно найдет с чем поиграть, как в стихотворении А. Барто:
Я свернул два лоскута.
– Ах, – сказала Катя, –
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!
И действительно, вилка, ножик, палочка от эскимо, картофель, носок – потенциальные куклы! О том, как их сделать, рассказывается в книге Майи Барик «Кукольный театр» .
Эта книга альбомного формата – настоящий кладезь идей для создания домашнего или школьного спектакля своими силами. Каждый ее раздел посвящен определенному типу кукол и их особенностям: куклы на палец, перчаточные куклы, марионетки, тростевые куклы, куклы пикабу и другие. В отдельных главах рассказывается о театре теней, бумажном театре, настольном театре. Все объяснения по созданию кукол написаны кратко и доходчиво. Под стать им – понятные рисунки художницы Кристины Лоухи. Сам тон книги очень доверителен. Опытный автор как будто делится с юным читателем своими секретами, дает полезные советы начинающему кукловоду. При этом книга довольно обстоятельна: много внимания в ней уделено искусству управления персонажем, звуку, свету, декорациям.
При создании декораций к представлению в ход идут ненужные и сломанные вещи, коробки, упаковочная бумага, поролон, вата, кусочки ткани, мука и крахмал. Так из молочного пакета получается домик, абажур от старой лампы превращается в цветок, деревья создаются из рулончиков от туалетной бумаги, а башни замка – из трубок от бумажных полотенец. Бутафорская еда может быть сделана из соленого теста и, раскрашенная, помещена в корзинку из спичечной коробки. Моток ниток превращается по нашему желанию в зеленый холм или в гнездо, а колокольчик так просто получить из пустого цветочного горшка! Эти метаморфозы настолько поразительны, что даже не создавая таких же кукол и не ставя спектакль, заинтересованный читатель найдет здесь много интересных идей и почву для вдохновения.
Кукольный спектакль своими силами не просто возможен, а еще и очень полезен для творческого развития детей. Да и не только их: помощь и фантазия взрослых в этом деле очень пригодятся. Пусть из юных кукловодов не вырастут Евгений Деммени и Сергей Образцов, предприятие, обреченное на успех, подарит им радость признания, обогатит новыми впечатлениями и научит неизвестным прежде навыкам.
Елена Техова, специально для Лучшие детские книги: новинки и старинки
Майя Барик. Кукольный театр
Мелик-Пашаев, 2014
[Lab] http://www.labirint.ru/books/436038/?p=11352