Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве

Представьте себе – вы стоите с ребёнком в музее напротив картины. Вас, взрослого, она задевает по ряду собственно ваших, взрослых, причин. Вы начитанны, знаете фамилию художника, представляете себе его творческий путь, и находите массу причин для восхищения. Но как воспринимает картину маленький участник созерцания? Интересно ли ему? Можете ли вы вместе с ребёнком погрузиться в мир картины настолько, чтобы стать словно бы участником действа, ощутить картину изнутри, понять, зачем собственно художник нарисовал именно такой сюжет, именно этих людей, именно в таких позах? Что он намеренно выделил, что оставил на заднем плане для внимательного зрителя? Какие намёки содержит картина, какие мысли и чувства художник передаёт нам посредством образов?

На самом деле всё не так уж и сложно. В этом нас убеждает книга Франсуазы Барб-Галль, отвечающая на вполне обыденные вопросы, которые посетители музеев, особенно взрослые, стесняются задать. Ваши дети, скорее всего, не станут спрашивать о жанре произведения или названии эпохи, в которую творил художник. На самом деле им очень хочется понять, «что делают все эти люди на картине?», «а рыцарь победит?», «почему эта картина так знаменита?», «художник сам себя нарисовал?», «что за птичка сидит на перекладине?», «для чего в натюрморте раковины?». Пусть дети почувствуют, что эти вопросы важны, и совместный поиск ответов позволит понять значение и смысл произведения искусства.

Дети разного возраста по-разному увидят одну и ту же картину, и размышлять будут тоже о разном. Именно поэтому предложенные автором ответы на детские вопросы к каждой из представленных в книге картин разбиты по возрастам: 5-7 лет, 8-10 лет, 11-13 лет. Читая книгу, вы почувствуете, как усложняются и вопросы, и ответы с возрастом юного зрителя. В предисловии автор щедро делится советами, как сделать поход в музей радостным и волнующим событием и для ребёнка, с учётом возраста, и для взрослого, и, может быть, открыть какие-то свои тайны и символы в живописных работах.

Делится автор и подсказками – ответами на вопросы, которые могут застать вас врасплох. «Где были раньше картины, которые висят в музеях?», «почему старинные картины такие тёмные?», «всегда ли этот художник был знаменит?», «почему среди художников так мало женщин?», «почему такая мазня висит в музее?» (последний вопрос, как вы понимаете, про искусство современное). На какие-то вопросы вы, наверное, сможете ответить и сами, но доброжелательные подсказки Франсуазы Барб-Галль лишними точно не будут.

Книгой можно пользоваться как справочником, обращаясь к ней, например, перед посещением картинных галерей. Можно просто открыть любой разворот с картиной и обменяться впечатлениями (лучше смотреть на более крупную репродукцию в книге или на сайте музея, поскольку иллюстрации в книге предназначены всё же для взрослых, готовящихся к беседе с детьми). Франсуаза Барб-Галль даёт нам полную свободу видеть и размышлять, говорить на любые, пусть и кажущиеся несерьёзными темы, связанные с живописными работами – родителям дано множество подсказок, как сделать эти беседы нескучными и запоминающимися.

Евгения Бушуева, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки#лдк_рецензии #лдк_арка

Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве
Арка, 2015
http://www.labirint.ru/books/356287/?p=11352Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.