Андреа де Ла Барр де Нантей. История мадемуазель Пти
Бывают книги, которые требовательно барабанят в ворота, громко заявляют о своих идеях и принципах. А бывают такие, которые читаются легко, не вызывая сразу безудержного желания покопаться в себе, порассуждать, поспорить с героями. Читаешь с улыбкой, отдыхаешь с такой книгой, и вот переворачиваешь последнюю страницу, захлопываешь за собой обложку, а эфемерная, расплывчатая и, как оказалось, весьма целеустремленная и привязчивая сущность ее не желает оставаться взаперти, на страницах, которых не касаются ничьи руки. Она, как призрак, устремляется за тобой, и совершенно неожиданно ты понимаешь, что размышляешь о самых разных вещах, непосредственно связанных с прочитанным, а герои книги даже не идут, парят где-то рядом с тобой, вставляя подбадривающие или ироничные замечания. Читая, я понятия не имела, что же скажу об «Истории мадемуазель Пти», как охарактеризую ее. А сейчас с уверенностью заявляю, что эта книга, полная таких нехарактерных для нас с дочерью вещей, как пирожные, туфли на высоких каблуках, кружева и духи, все же должна быть отнесена в разряд чудесных.
Воздушная, как описанные в ней пралине, трудно поддающаяся определению, как царящие в ней ароматы, полная тайных комнат и загадочных переходов, как квартира в доме на улице Ушедших Времен, книга Андреа де ла Барр де Нантей вызывает легкое чувство дежа вю – быть может, чертами сходства с другими хорошими книгами, может, откликом на потаенные мечты и надежды, а может, смутными воспоминаниями о загадочной мадемуазель Пти, уже посещавшей вас во сне?
Таинственная мадемуазель живет как раз над квартирой девятилетней Изабель. Соседка сверху - сплошная загадка. Никто не знает, сколько лет мадемуазель, чем она занимается целыми днями, и никто не видел, чтобы она покидала свою квартиру. Ясно одно: мадемуазель Пти – весьма необычная особа. Она из тех, кто способен перевернуть ваш мир, открыть глаза, расцветить все яркими красками. Есть в ней что-то и от проказника Карлсона, и от бесстрашной Пеппи, и от всезнающей и ко всему готовой Мэри Поппинс, и от творящего чудеса господина Розочки. Ничем не примечательная девятилетняя девочка, кажущаяся себе (а потому, быть может, и остальным) серой и неинтересной внутри и снаружи, заведя дружбу с мадемуазель, открывает для себя мир, полный ярких красок и удивительных вещей, отправляется в квест по родному Парижу, неузнаваемому, поразительному, начинает любить себя и радоваться жизни.
Читатель (или, скорее, все же читательница) и сам не замечает, как взбалмошная мадемуазель Пти с ее необычными интересами и переменчивыми настроениями учит побеждать серость в собственных мыслях и чувствах, серую пелену в глазах, застилающую красоту и множество чудесных мелочей вокруг. Она заставляет поверить в сказку и в себя, радоваться возможности быть самой собой и принимать самостоятельные решения.
Мне эта история понравилась своей непредсказуемостью: ни за что не угадаешь, что произойдет в следующей главе. И неожиданная разлука с мадемуазель Пти в конце оставляет читателя с легким чувством грусти – и с надеждой. Ведь она улетает, как Карлсон или Мэри Поппинс, чтобы, конечно же, вернуться тогда, когда будет очень нужна.
Елена Филиппова