Анастасия Волховская: Почему Мона Лиза улыбается? И ещё 100 детских «почему» про искусство и художников
Замечали, каким особым смыслом наполняется каждое полотно художника, если вас в картинной галерее сопровождает хороший экскурсовод? Когда узнаешь, каким был художник по характеру, что любил или не любил больше всего, почему писал именно в такой технике, кого изобразил на портрете или для чего расположил на натюрморте какую-то вещь, тогда и работы его запоминаются на долгие годы, и интерес просыпается узнать что-то еще о его творчестве. Таким экскурсоводом по миру живописи для наших детей стала Анастасия Волховская в книге «Почему Мона Лиза улыбается? И ещё 100 детских «почему» про искусство и художников». Сама я, как человек очень далекий от изобразительного искусства, не смогла бы рассказать детям столько всего интересного о художниках и их творениях. Не думаю, что ограничимся только этой небольшой книжкой, но я ей очень благодарна за такую интересную подачу материала, появляется желание двигаться дальше.
Эту книгу совсем не обязательно читать по порядку, она сделана так, что изучать ее можно с любой страницы. Информация подается в ней следующим образом: вверху странички указывается направление искусства или эпоха (и его характеристика одной строкой), далее фамилия и имя художника, флаг страны, откуда родом художник, его портрет, краткая анкета, известная фраза этого человека (например, у Карла Брюллова: «Искусство начинается там, где начинается «чуть-чуть»»), интересные факты о жизни и творчестве мастера. На остальных двух страницах рассматриваются самые интересные факты о художнике более подробно, с фрагментами полотен. Вы узнаете, например, кто на самом деле нарисовал медведей на знаменитой картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», и почему подписан только один автор, если их двое. Впервые мы прочитали о том, что Карл Брюллов в своем шедевре «Последний день Помпеи» «спрятал» не только себя, но еще и свою возлюбленную, Юлию Самойлову (да еще и в трех местах!). Интересно было узнать, почему Поль Сезанн так сильно любил рисовать яблоки, а Клод Моне — стога и кувшинки (кувшинки из своего сада он написал более 300 раз!). Позабавил случай, как молодой и скромный Виктор Васнецов два раза поступил в Академию художеств. И это еще малая часть удивительных историй о художниках.
Несколько раз в книге встретится «Игра-угадайка», где ребенку будет предложено догадаться, кто автор той или иной картины и самому подписать художника. Если читать внимательно, рассматривая работы, замечая их «изюминки», то догадаться будет не очень сложно.
Теперь хочется сказать немного о достоинствах и недостатках этого издания. В книге хороший крупный шрифт, немного непривычный, но подойдет для самостоятельного чтения. Мягкий клеевой переплет обычно я отношу скорее к минусам, чем к плюсам книги, но в этом издании он довольно крепкий и качественный, выдержал даже самого маленького читателя-листателя. Немного раздражают часто встречающиеся украшения в виде скрепок, мелков, яблок, кисточек и клеточек, лишние детали отвлекают, перегружают страницу. Правда, дети об этом другого мнения, им понравилось. При чтении хотелось более четкие и крупные репродукции картин, чтобы рассмотреть детали, но на такой бумаге это было бы невозможно, поэтому просто идеально вместе с этой книгой использовать дополнительные материалы в виде открыток или карточек с картинами художников.
Рекомендую эту книгу старшим дошколятам и школьникам для расширения кругозора, пробуждения интереса к изобразительному искусству. Не все дети пойдут в художественную школу, не все свяжут жизнь с искусством, но знать хотя бы самых известных художников и их работы, должен каждый образованный человек.
Елена Кузьмина, специально для Лучшие детские книги: новинки и старинки #лдк_рецензии #лдк_питер
Анастасия Волховская: Почему Мона Лиза улыбается? И ещё 100 детских «почему» про искусство и художников
Питер, 2015
[Lab] http://www.labirint.ru/books/473076/?p=11352