Вадим Шефнер. Счастливый неудачник

Я очень долго ходила вокруг книги «Счастливый неудачник», не решаясь ее купить. Я не знала, чего ожидать от нее. Мое знакомство с творчеством Вадима Шефнера началось довольно рано, едва ли не в начальной школе, когда я стянула у мамы из шкафа привлекательную толстую книжку с совой на обложке. В редакции 1990 года в сборник «Сказки для умных» входили несколько рассказов и повестей и роман «Лачуга должника». И книга эта меня завораживала и раздражала одновременно: иронический антураж глубоких философских вопросов казался мне иногда слишком абсурдным, но оторваться было невозможно. Потом я открыла для себя потрясающие стихи Шефнера, а вот автобиографические повести для подростков, которые сейчас стали переиздавать, мне не встречались. Каким же будет впечатление от «Неудачника»: очарование или раздражение?

Мне очень понравилось. В книге две повести: «Счастливый неудачник» и «Миллион в поте лица». Их объединяют место и время действия – Петроград 20х годов прошлого века – и герой: и пусть в первой повести он назван Витей, а во второй – Костей, автор словно подмигивает читателю, мол, соблюдем условности, вы же все равно понимаете, что это я? Наш герой живет на Васильевском острове в коммунальной квартире с тетей Аней. Город играет очень важную роль в повестях, он почти самостоятельное действующее лицо. Очень интересно читать описание времени: ночные баррикады в квартирах, напуганные налетами жильцы, расцвет педологии, секты и спекулянты, очереди и дефицит, недостроенные из-за войны и революции дома, законсервированные заводы, гниющие полузатопленные суда у берега, уцененные битые яблоки, морковный чай и суррогат кофе из горелых хлебных корок. Запах рыбьего жира кажется голодному подростку вкусным. Девочка одета в кофточку, сшитую из содранной с ширмы ткани, или в платье из мебельного чехла – этакая советская Скарлетт О’Хара. Женщина хочет поставить на могилу дедушки крест, сваренный из водопроводных труб, потому что деревянный утащили на дрова. Но автор не акцентирует внимание на этих приметах времени, он не говорит: вот, мол, как плохо жилось. Напротив, главным в повестях является детство, в котором есть друзья, игры, смешные и неприятные происшествия, первая любовь – оно, детство, несмотря ни на что стремится к счастью.

Еще посетила при чтении такая мысль: до нас в основном доходит лучшее (не без исключений) в музыке, в литературе – то, что прошло испытанием временем и не забылось, не осыпалось в прах за ненадобностью. А какие книги читала простая женщина, тетя героя? Какие дурацкие и довольно пошлые песенки были в моде? Здесь все это есть, и смешное доведено до абсурда. В конце, кстати, есть комментарии от Ильи Бернштейна, без которых подросткам было бы трудно понять некоторые слова.

Почему так названы повести? В «Счастливом неудачнике» главный герой полагает, что если бы не некоторые неудачи, то не было бы в его жизни и хорошего, не проснулся бы поэтический дар, не произошли бы интересные встречи и т.д. А в «Миллионе в поте лица» Костик стащил у тетки бумажку в один миллион – обесцененную и незначительную, но чтобы загладить вину, должен теперь заработать и вернуть этот миллион. Первая повесть мне показалась более смешной, вторая – более лиричной.

Я бы рекомендовала книгу с 12 лет.

Елена Филиппова, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки #лдк_рецензии#лдк_белаяворона

Вадим Шефнер. Счастливый неудачник
Художник: Анна Романова
Белая ворона, 2016
[Lab] http://www.labirint.ru/books/501238/?p=113521013403390

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *