Тод Штрассер. Волна

В прошлом году я совершенно случайно наткнулась в сети на документальный фильм «Холокост – клей для обоев?» о двух сестрах-студентках, которые дали такой ответ в телевизионной викторине. Если кто-то еще не видел, посмотрите, пожалуйста, вместе с детьми-подростками. Я была шокирована. Такие понятия, как «Холокост», «фашизм», «нацизм», «геноцид» должны быть известны любому человеку с определенного возраста. Не для того, чтобы активно ими пользоваться, отнюдь. Для того, чтобы самые ужасные преступления против человечества никогда не повторились. Но знать слова – мало, если они остаются лишь словами, пустым набором звуков. Необходимо осознание и сопереживание. Что поможет в этом? Фильмы, книги, рассказы очевидцев и их потомков – каждому свое. Это тяжелая и жестокая прививка, но хорошая профилактика.

1967 год гораздо ближе к событиям Холокоста, чем к нам. Но Америка далеко от фашистских концлагерей. В Европе эта боль помнится лучше. И молодому учителю хочется объяснить старшеклассникам, изучающим Вторую Мировую войну, что такое нацизм. Просмотренный документальный фильм поразил многих, но кто-то проспал весь урок, кто-то не поверил увиденному, кто-то уже начал дурачиться. Дети есть дети. Самые внимательные и пытливые хотят знать: как мог фашизм принять такие масштабы? Почему люди подчинялись? Как можно было не видеть и не понимать, что происходит? Учитель говорит о страхе, но сам осознает, что этого мало. И он решается на смелый эксперимент.

Начиная с простых команд, требования дисциплины на уроках, определенных формул ответа, приветственных жестов, добавляя лозунги, учитель истории Бен Росс создает в одном отдельно взятом классе движение под названием «Волна». Сначала результаты приятно удивляют его: подростки стали собраннее, внимательнее, аккуратнее, лучше готовятся к урокам, перестают дразнить друг друга, ведь теперь они члены одной команды, части одного целого. Но очень быстро он понимает, что его ученики совершенно перестали думать. А эксперимент выходит из-под контроля, охватывает всю школу, и много ли времени пройдет до начала преследования инакомыслящих? Да и сам учитель, ослепленный первыми положительными результатами и неожиданно сладким вкусом власти, попадает в ловушку.

Отрезвление будет очень горьким, а урок, вынесенный из этих событий, запомнится на всю жизнь. Это реальная история, художественную версию которой донес до нас Тод Штрассер. В интернете есть сайты реальных участников событий и сайт, посвященный книге, предшествующим статьям и документальным короткометражкам, а также последующим адаптациям для экрана и сцены.

В конце книги можно прочесть о Холокосте в датах. Это очень тяжело, но мелкая дрожь начинается задолго до этих страниц: автор наглядно показывает, что до темной стороны человеческой натуры всего лишь шаг. А если мы оглянемся вокруг, становится еще страшнее. Очень хочется верить, что такие книги помогут привить детей от полной потери собственной личности в перемалывающей тоталитарной машине. Ведь только тот, кто думает за себя сам, способен сопротивляться подобным явлениям.

Елена Филиппова, специально для Лучшие детские книги: новинки и старинки #лдк_рецензии#лдк_самокат

Тод Штрассер. Волна
Самокат, 2015
[Lab] http://www.labirint.ru/books/499419/?p=11352rN_jmlxEPGQ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *