Николай Шульговский. Занимательное стихосложение

«Поэзия – одно из самых трудных искусств. Помимо внутренней художественности, она требует ещё и внешней, определённой и трудной техники. Соединить слова легко, но очень трудно соединить их красиво, дать прекрасные звуковые сочетания.»

Это слова Николая Николаевича Шульговского, поэта, драматурга, специалиста по стиховедению, популяризатора теории стихосложения. Шульговский писал стихи, довольно обычные, необычным же было его глубокое увлечение историей поэзии и техническими основами стихотворчества. Самой знаменитой его книгой стала изданная в 1914 году «Теория и практика поэтического творчества». Позднее, уже в советское время, Николай Шульговский вёл газетную рубрику, посвященную занимательному, или прикладному, стихосложению. По-видимому, из этой рубрики и выросла в 1926 году книга «Занимательное стихосложение», труд изящный и в то же время детальнейшие описывающий поэтам-любителям теоретические и практические основы создания гармоничных и эстетичных стихов. 
Николай Шульговский. Занимательное стихосложение

«Никто не стал бы считать себя живописцем или музыкантом, не зная техники этих искусств… С поэзией, на первый взгляд, дело обстоит как будто бы иначе. Средства выразить свои мысли и чувства на бумаге доступны каждому. Стоит придать известный размер своей речи и нанизать несколько рифм, и стихотворение как будто бы и готово и неопытному автору кажется верхом совершенства.» 

Любому читателю книги Шульговского хоть раз в жизни приходилось читать «вирши» неопытных поэтов и морщиться от досады. Как же неопытному поэту избежать дилетантских ошибок, как научиться прислушиваться к ритму стиха, умело подбирать звуковые красоты, подходящую месту рифму, понимать основы строения стиха? Здесь обязательно нужны специальные знания по теории и практике сочинительства. Николай Шульговский полагал, что любому человеку «в высшей степени полезно уметь грамотно нарисовать вот то-то и то-то, разобрать музыкальную пьесу и разбираться в музыке, уметь написать грамотное стихотворение». Надеюсь, вы с этим согласны? 

Николай Шульговский. Занимательное стихосложение
В книге интересно и очень познавательно изложены (и подкреплены множеством поэтических примеров) теоретические основы написания стихов прикладного характера: звукоподражательных, игровых, юмористических, фигурных стихов, шарад, акростихов, скрытых стихов, палиндромов, анаграмм, буриме, стихотворений без конца и так далее. Сочинение стихов в той или иной специальной форме – прекрасная зарядка для ума, как в одиночку, так и в дружной компании. Упражняясь регулярно, опираясь на серьёзную теоретическую базу книги, начинающий стихотворец постепенно наберётся опыта, научится избегать нелепых погрешностей и примется сочинять благозвучные, изящные стихи, доставляющие радость друзьям и близким. 

Николай Шульговский. Занимательное стихосложение
Немаловажно, что значительную часть книги составляют дельные «Советы, необходимые для правильного стихосложения» - читатель узнает про статическое и динамическое начала стиха, разберётся в ритмических ударениях, стихотворных размерах, приёмах звуковых красот стиха, видах рифм, и попытается избежать приведённых автором ошибок в стихосложении. Интереснейший, обогащённый множеством прекрасных примеров, учебник для набирающихся опыта поэтов можно использовать самостоятельно (школьникам старших классов или взрослым), но лучше – в компании единомышленников, обыгрывая предложенные автором задания и идеи (в таких организованных играх с удовольствием примут участие и дети среднего школьного возраста).

Евгения Бушуева

Николай Шульговский. Занимательное стихосложение

Выходные данные

Название: Занимательное стихосложение
Автор: Николай Шульговский
Художник: Дарья Кулеш 
Издательство: ИД Мещерякова, 2017
ISBN: 978-5-00108-096-1
Страниц: 192

Где купить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *