Мартин Содомка. Как построить железную дорогу

Книги Мартина Содомки приводят моего сына, да и меня тоже, в совершеннейший восторг – они дают возможность глубоко «нырнуть» в устройство машин и механизмов, «повращаться» в кругах инженеров, конструкторов, изобретателей, пройти через этапы планирования, проектирования, создания и испытания очередного чуда техники. То есть увидеть весь процесс изнутри. 

На сей раз мы отправляемся примерно в середину XIX века в Королевство, пока не располагающее собственной железной дорогой, но уже прослышавшее о новом быстром способе передвижения, успешно развивающемся в Островной империи (думаю, вы догадались, о каком реально существующем государстве идёт речь). Герой книги, молодой инженер-механик Макс, устраивается на машиностроительный завод как раз вовремя – король задумывает построить первую железную дорогу и открыть производство паровозов в своей стране. Первые десятилетия паровозостроения были временем проб и ошибок: конструкции паровых котлов, паровых машин, кривошипно-шатунных и парораспределительных механизмов, колёсных пар и тормозов постоянно подвергались усовершенствованиям. Это была эра изобретений и технических прорывов. 

Мартин Содомка. Как построить железную дорогу
Художник: Мартин Содомка

Макс, только устроившийся на завод, проходит обучение последовательно в разных цехах завода, так что мы можем детально рассмотреть, как изготавливаются отдельные части и механизмы в литейном, котельном, кузнечном цехах, и как затем из них собирается паровоз. Макс внимательно слушает объяснения цеховых мастеров, а в свободное время изучает «Имперский вестник машиностроения», чтобы как следует разобраться в устройстве всех узлов и систем. Нам откроется немало производственных секретов: как изготавливают кованые детали (и почему они получаются такими прочными), как крепко-накрепко закрепить листы стали заклёпками, как отлить огромное паровозное колесо и надёжно закрепить его на оси, почему котёл крепится к раме только в одном месте (заодно узнаем про терморасширение). Подробные схемы можно долго изучать, ну а «кто понял, как действует парораспределительный механизм, может подойти к зеркалу и посмотреть в глаза гению.» 

 

Мартин Содомка. Как построить железную дорогу
Художник: Мартин Содомка

Параллельно строится первая в Королевстве железная дорога: проводятся изыскания, выбирается оптимальная трасса, Главное управление железных дорог разбирает жалобы и петиции довольных и недовольных жителей близлежащих селений, подготавливается земляное полотно, сооружаются насыпи, прокладываются тоннели, строятся станции – масштаб строительства впечатляет. 

 


Мартин Содомка. Как построить железную дорогу
Художник: Мартин Содомка

В истории Макса изящно переплетаются паровозостроение, сооружение железной дороги, изобретательство, карьерный рост, переживания за свой завод, интриги конкурентов, первые железнодорожные происшествия, романтические встречи и вдохновляющие планы на будущее. Возможно, XIX век наложил свой отпечаток, но никаких грубостей, проскальзывающих в предыдущих книгах, здесь нет. Речь героев приятна и насыщена, а вся история, как обычно, пропитана ненавязчивым юмором и множеством небольших занимательных деталей, не относящихся непосредственно к железным дорогам и паровозам. 

Даже не представляю, можно ли лучше рассказать ребёнку условно младшего школьного возраста техническую сказку про строительство целой транспортной системы одновременно столь подробно, точно в деталях и доступно для понимания.

Евгения Бушуева

Выходные данные

Название: Как построить железную дорогу
Автор: Мартин Содомка
Художник: Мартин Содомка
Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018
ISBN: 978-5-00117-271-0
Страниц: 72

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.