Эйдан Чамберс. Расскажи

Книга английского писателя и педагога Эйдана Чамберса для меня стала своеобразным продолжением эссе Даниэля Пеннака «Как роман». Чармберс подробнейшим образом излагает метод, при помощи которого ребёнок не только полюбит читать, но и научится открывать смыслы прочитанного, анализировать всё более и более сложные тексты. Суть метода проста – обмениваясь с другими читателями своими соображениями относительно текста, поначалу неясными, неоригинальными, в результате беседы, построенной на принципах уважения к любому мнению, мы сможем постичь смысл книги. Автор приводит поразительные примеры того, как дети даже предшкольного возраста с помощью учителя, умело строящего беседу, не подсказывающего и тем более не указывающего, в оживлённой беседе постепенно приходят к пониманию сюжетной линии и смысла текста.

Как и Пеннак, Эйдан Чамберс уверен, что «чтение вслух необходимо для того, чтобы дети стали увлечёнными читателями», причём читать вслух ребёнку нужно на протяжении всех школьных лет. Понятно, что в условиях современной российской школы это не всегда возможно, но внимательный родитель вполне может ежедневно читать сыну или дочке отрывок из книги, а впоследствии обсуждать прочитанное по методу «Расскажи». Именно для овладения этим методом я и купила книгу Чамберса. Это достаточно объёмный труд, много внимания в начале книги автор уделяет организации пространства чтения, выбору книг, описанию процесса чтения, значения разговора, чтения и слушания в раннем возрасте.

«Для образования ребёнка очень важно, чтобы он слышал как можно больше слов и выражений, имел доступ к самым разным книгам и текстам, а также участвовал в разговорах, где его бы внимательно слушали и обращались бы к нему». Итак, разговоры и внимательное слушание, а не требование пересказать текст или ответить на вопросы, охлаждающие любой пыл: «В чём главный смысл книги?» или «Что ты запомнил из текста?», или что там обычно спрашивают скучающие взрослые.

«Разговор на литературную тему – это разделённое с собеседником созерцание текста». Постепенно, в разговоре мы сообща «вытаскиваем» из текста смыслы, заложенные автором, вплетённые им в художественные образы. Как построить такой разговор с группой детей, какие задать вопросы, а каких лучше избежать, как внимательно слушать и не мешать развитию мысли, не навязывать своё мнение и в то же время подогревать течение беседы – все эти хитрости автор расписывает очень подробно, приводит и примеры разговоров о книгах, состоявшихся в разное время и в разных по возрасту классах.

Из этих примеров и учитель литературы, и библиотекарь, и тем более родитель сможет понять, каким образом строить разговор с ребёнком о прочитанной книге. Пригодится и составленный автором список базовых, общих и специальных вопросов для обсуждения любой книги так, чтобы ребёнок не боялся высказать собственные мысли, не старался подгадать, что желает услышать учитель, а самостоятельно прочувствовал и осознал недоступные ранее смыслы, лучше понял собственные эмоции от прочтения.

Глубоко воспринятая книга способна изменить читателя, пусть и ненадолго, расширить жизненный опыт и знания о мире. Мы так хотим, чтобы хорошие книги оставляли след в душе наших детей, и книга Эйдана Чамберса поможет нам научить детей наслаждаться чтением, размышлять, рассуждать и находить ответы на вопросы даже в текстах, которые кажутся трудными.

Евгения Бушуева, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки #лдк_рецензии#лдк_самокат

Эйдан Чамберс. Расскажи
Самокат, 2016
[Lab] http://www.labirint.ru/books/514936/?p=113521pQ0WHBDk8E

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *