Евгений Рудашевский. Куда уходит кумуткан

Пребываю в полной растерянности. После предыдущей книги Евгения Рудашевского я ожидала от этой чего-то другого. Не могу однозначно сказать, понравилось мне или нет. Если в «Здравствуй, брат мой Бзоу!» чувствовалось единство сюжета и языка, если там вся повесть читалась на одном дыхании, без отрыва, словно ты делаешь глубокий вдох и ныряешь, и этот последний глоток воздуха – все, что у тебя есть, то здесь возникло ощущение какой-то лоскутности, разделенности тем. Части произведения, словно половинки сложносочиненного предложения, показались слабо сцепленными друг с другом – разъедини, и ничего особенно не изменится, каждая будет сама по себе. На первых двух, перебирая непонравившиеся лоскуты, я забуксовала, и оживилась только на последней, где сосредоточилась вся суть, где уже чувствовался тот Рудашевский, с которым читатель знаком.

Если пролистать книгу, можно четко разметить: от сих до сих понравилось, здесь – нет, вот эти страницы – снова да. Меня зацепили и ранили истории собак, глубоко тронула последняя часть о поездке на Байкал, повадках нерп, ловле кумутканов – детенышей нерпы – и всем, что из этого вышло. Очаровали предания бурят, заинтересовала история голендров. О метаниях матери одного из героев от одного мужчине к другому, от буддизма к шаманству и так далее, я читала с недоумением. Если это было нужно для того, чтобы показать неустроенность домашней жизни Максима или многонациональности той местности, в которой происходит действие, то это можно было сделать иначе. С отвращением преодолевала описание шаманских обрядов и байки из уст Аюны. Просто оцепенела от комментариев учительницы к докладу мальчика о нерпах, мол, ее подружке пригодилась бы способность рассосать плод в утробе при неблагоприятных условиях, или совет девочкам мотать на ус, что нерпа может родить одновременно двух детенышей от разных самцов – пригодится. Что это вообще? Зачем? Да, я встречала таких учителей, увы, но здесь споткнулась об этот эпизод. Центральная линия о дружбе троих ребят и постоянной войне многочисленных ребячьих «штабов» все время шла по краю – интересно, понятно, что-то отзывается внутри, но время от времени отдельные эпизоды и детали опасно кренят повествование в сторону «нравится» или «не нравится».

Кое-кто уже говорил о том, что с композицией у повести не ладится. Особенно бросилась в глаза одна вещь. После фразы вроде «если бы они только знали, чем обернется эта поездка» вы, вполне естественно, ждете рассказа о поездке. Не тут-то было! Дальше полкниги о ней ни слова, и лишь в последней части читатель наконец добирается до пресловутого события. Вообще, по моему личному впечатлению, было бы лучше все немного взболтать и перемешать, уйти от линейного повествования и многие вещи из первых двух третей повести ввести в виде ретроспекций, воспоминаний, вызванных сходными ситуациями и эмоциями.

В целом книгу прочитать стоит, она будет интересна любителям животных и зацепит тех, у кого было непростое детство. Но вот перечитывать я ее буду вряд ли, если только отдельные эпизоды когда-нибудь.

Елена Филиппова, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки#лдк_рецензии #лдк_компасгид

Евгений Рудашевский: Куда уходит кумуткан
Художник: Петр Захаров
ИД КомпасГид, 2016г.
[Lab] http://www.labirint.ru/books/557602/?p=11352epbfk5wlrhm wc-ngiqxjc0 orenk45um98 7v3wlsm6u58 bv1jvmymaig

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *