Борис Никитин. Ступеньки творчества. Развивающие игры
Моя мама, как и многие родители семидесятых, была увлечена идеями Никитиных и свои творческие силы употребила на создание для своего единственного ребёнка разнообразной развивающей среды, широкого спектра возможностей для познания окружающего мира, укрепления здоровья, радостного преодоления трудностей, свободы выбора. В нашем доме жила чудесная книга Никитиных «Мы и наши дети» с описанием системы, по тем временам уникальной, опережающего развития детей, как интеллектуально, так и физически. Замечательная же книга «Ступеньки творчества» с описанием игр для раннего интеллектуального развития ребёнка, придуманных Борисом Павловичем, неутомимым изобретателем и чутким педагогом, которая позволила родителям самостоятельно заготовить эффективные пособия, была издана позднее, и заниматься по ней повезло уже не мне, а моим детям.
Игры создавались Никитиными для развития творческих способностей ребёнка в решении нестандартных, прежде всего логических задач. Овладев этим умением с раннего детства, ребёнок легко постигнет школьные науки – пример детей Никитиных, всегда учившихся со значительным опережением программы, вполне это доказывает. Но здесь очень важно играть с детьми правильно, терпеливо и уважительно, вовремя замечая угасание интереса или, наоборот, зарождение любопытства к другому предмету, не подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом, не пресыщать играми, и не торопить. Организация радостного и плодотворного процесса и пространства игры — задача более важная, чем изготовление или покупка пособий, и Борис Павлович охотно и щедро делится с нами своими секретами, примерами диалогов, возникающих в играх, показывая, как родитель может стимулировать интерес, сохраняя чуткость и уважение к творческим усилиям ребёнка, прикладываемым к решению сложной задачи.
Сами игры, или «спортивные снаряды для ума», как называли их Никитины, до сих пор удивляют оригинальностью и широким спектром возможностей. Задания каждой игры могут варьироваться до бесконечности в зависимости от интеллектуального уровня ребёнка. Есть игры на развитие пространственного мышления, быстрого счёта, способности к анализу и синтезу, внимания, умения комбинировать, классифицировать, ориентироваться в планах и картах.
Помню, какой восторг вызывали у моих детей никитинские игры, как морщились их лобики и сосредотачивались взгляды, какие они, близкие по возрасту, устраивали соревнования, и сколько радости приносили нам совместные занятия, успехи, упрямое желание младшего решить задачу потруднее, чем у старшей. Игры я изготавливала сама по подробным инструкциям Бориса Павловича. И могу подтвердить, что они действительно развивают способность нестандартно, творчески решать задачи, развивают логическое мышление и пространственную ориентацию, умение самостоятельно ставить себе задания и находить разумные способы их решения. Всё это очень пригодится не только в учёбе, но и в повседневных делах и достижении жизненных целей.
И я очень рада, что современные родители смогут прочитать книгу Бориса Никитина и создать в своей семье условия для интенсивного развития детей, атмосферу радости и созидания, свободы и творчества.
Евгения Бушуева, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки#лдк_рецензии #лдк_самокат
Борис Никитин. Ступеньки творчества. Развивающие игры
Самокат, 2017
[Скоро в продаже]