Бел Кауфман. Вверх по лестнице, ведущей вниз

Обложка гениальная. Мел, мел, вечный мел везде: на лацканах и рукавах пиджака, каблуках туфель, в волосах и на бровях. А вот читать книгу было тяжело. Она как укор. В ней я увидела себя как в зеркале: молодая, наивная, тот же энтузиазм и та же растерянность. Вот только я – ушла. В романе ученики обсуждают на уроке одно из самых знаменитых стихотворений Роберта Фроста «Неизбранный путь».Делая выбор, мы всегда от чего-то отказываемся, мы никогда не узнаем, что было бы, если… И в этом – сожаление. Одно из моих сожалений – уход из школы. Нет, я не вернусь, я сделала свой выбор. Но (я редко в этом признаюсь) как же я скучаю!

«Вверх по лестнице, ведущей вниз» — фраза, взятая из бестолкового документа и ставшая метафорой борьбы против системы, стереотипов и инертного равнодушия. Борьбы главной героини, молодой учительницы Сильвии Баррет. Борьбы каждого из ее учеников, класса «особо отстающих». Ведь даже у внешне «благополучных» подростков не бывает все гладко. Действие происходит в 60-х годах прошлого века в Америке в старой вечно недофинансированной школе, в начале введения интегрированного обучения представителей разных рас. Наркотики, нищета, необходимость работать, отсутствие жилья – вот что заботит многих учеников Сильвии. Им нет дела до языка и литературы. Но если отбросить всю эту внешнюю шелуху: эпоху, место – суть одна. И в элитном лицее, где я работала, и в сельской школе при детском доме, где не было учебников и бумаги. Не так важен предмет, который ты преподаешь, куда важнее, как будут думать и чувствовать эти дети, соприкоснувшись с тобой. Что ты можешь им дать? Как судить их и оценивать? Что происходит у них дома? А в душе в данный момент? Хочется узнать и помочь – но они не скажут, а спросить нельзя. Кто в моей гимназии знал, что я ночевала на вокзале или делала уроки на кухне у очередных знакомых, потому что дома… Думаю, никто. Почему так выходит, что школьный завхоз дает детям больше, чем многие коллеги Сильвии?

И где мудрая золотая середина между строгостью и панибратством? А как сложно молодому учителю с почти взрослыми старшеклассниками! Я была в ужасе от равнодушной жестокости коллеги Сильвии, которому призналась в любви ученица, и от последствий его поступка. В коллегах, начальстве и учениках Сильвии я узнала так много знакомых лиц) И дебет-кредит я мысленно вела точно так же, радуясь каждой улыбке, ответу, маленькой педагогической или человеческой победе. И местами преувеличенная автором для комического эффекта глупость бесконечных бумаг, и учителя, заваленные этими бумагами так, что некогда учить детей, и медсестра, не имеющая права оказывать медицинскую помощь, и вечно сломанные парты, шкафы, окна – все это узнаваемо, а потому актуально здесь и сейчас.

В начале и конце романа – два живых полилога, изображающих гвалт в начале урока. А между ними – несколько месяцев в сочинениях учеников, циркулярах от администрации, письмах подруге, переписке с коллегами и старшеклассниками. Очень интересно читать, постепенно восстанавливая картину по кусочкам, прослеживая динамику отношений между молодой учительницей и ее подопечными. Много и смешного, и грустного. Очень советую книгу старшеклассникам и взрослым, она пробуждает такой вихрь мыслей и чувств! Вот и я, читая, отметила так много цитат закладками, долго обдумывала рецензию, а написала все равно очень сумбурно, по-другому не получается, пропустила книгу через себя. Надеюсь, вам тоже понравится.

Елена Филиппова, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки #лдк_рецензии#лдк_белаяворона

Бел Кауфман. Вверх по лестнице, ведущей вниз
Белая ворона, 2015
[Lab] http://www.labirint.ru/books/510404/?p=11352

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *