Анна Красильщик. Три четверти

Не скрою, книга поначалу вызвала у меня раздражение. Возможно, намеренно подчёркнутыми приметами начала девяностых, вызывающими неприятные воспоминания, возможно, какой-то странной наивностью главной героини, не имеющей вполне базовых для возраста 12-13 лет представлений о жизни, людях и окружающей действительности.

Затем пришло чувство горечи – настолько глупо героиня отдала себя во власть классного «властителя», придумывающего бездарно грубые клички и ученикам, и учителям, среди которых и его собственный отец, изъясняющегося на диком жаргоне, безнаказанного «короля», подчиняющего своей воле уговорами или угрозами. Хотелось потрясти девочку за плечо, потянуть за руку, спасти из жуткого омута грязи, обмана и унижения, в который она заходила всё глубже и глубже. Родители, конечно же, не замечали или не хотели замечать, что их милая девочка превращается в замкнутого, грубоватого, временами отчаянно рыдающего в подушку подростка. «Как дела в школе?» — «Нормально» — и закрывается дверь в комнату — наверняка многие помнят свои переживания в этом чувствительном возрасте, которыми совсем не хотелось делиться с взрослыми.

Как отстоять себя, сопротивляться «королю», не став изгоем, девочка не знает – поразительная неспособность отличить стóящего человека (а в классе он есть) от самовлюблённого «лидера», затуманивающее сознание желание нравиться «лучшему мальчику в классе» ведёт её к тяжёлым ошибкам. Она прощает предательство, а затем предаёт сама.

Да, такие девочки были и в нашем классе, были и «красавцы», испытывающие удовольствие, унижая других, были и вечно молчащие мальчишки, уныло переносящие издевательства. Я не выдерживала и всегда вмешивалась, заступалась, объясняла, кто есть кто, вытаскивала и «брала на поруки», старалась изменить характер тех, кого обижали, твердила про внутренний стержень и необходимость оставаться собой и не молчать.

До сих пор помню, какое потрясение испытала подростком от фильмов чуть более раннего, перестроечного времени – «Дорогая Елена Сергеевна» и «Игры для детей школьного возраста». Там дети постарше, и «игры» пожёстче, и под другим углом показаны проблемы коллективной травли, сопротивления одиночки, преодоления страха пойти против всех. Да, мне повезло, я не сталкивалась с проявлением такой жестокости, не испытывала унижения и боли, и ни от кого не зависела. Но знать, что так бывает, нужно обязательно – чтобы вовремя прийти на помощь другому или самому себе.

Евгения Бушуева, специально для Любимые детские книги: новинки и старинки#лдк_рецензии #лдк_белаяворона

Анна Красильщик: Три четверти
Белая ворона, 2017 г.
[Lab] http://www.labirint.ru/books/562342/?p=11352  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *